- Можешь ли ты назвать тех, кто был
с тобой у самых истоков?
С.С.: Конечно. В первом составе
ВЫХОДА играли Михаил Брук, Александр
Андреев, Андрей Заблудовский (ныне
группа СЕКРЕТ), я. Сейчас из них со
мной никто не играет, хотя, например,
с Шурой Андреевым я поддерживаю
довольно тесные отношения. Михаил
Брук умер в 1983 году. Андрей
Заблудовский уже оторванный ломоть.
Нынешний состав фактически новый, не
считая Олега Сакмарова, приходящего
и уходящего флейтиста, самого
великого флейтиста всех времен и
народов, который кроме того играет во
множестве групп, поэтому он почетный
член группы ВЫХОД.
- Когда я давным-давно брала у тебя
интервью для газеты «ИВАНОВ» («ИВАНОВ»
№3, 1990 - Ред.), ты говорил, что в
творчестве ты вдохновляешься
музыкой Боба Марли и группы ДОРЗ. С
тех пор твои авторитеты поменялись
или нет? На кого ты сейчас
ориентируешься?
С.С.: Я ориентируюсь только на себя.
Но не в том плане, что я подражаю сам
себе, я вообще никому не подражаю. Но
корни остались теми же. Я
действительно люблю музыку Боба
Марли, Джима Моррисона, БИТЛЗ,
РОЛЛИНГ СТОУНЗ и прочих добрых
старых групп. В конечном счете, то,
что я играю, сочиняю и пою, должно
нравиться только мне и не должно быть
похоже ни на кого из тех, кого только
что перечислил. По возможности,
конечно.
- А когда ты пишешь музыку, ты
ориентируешься на акустическое
исполнение или на электрическое? На
сольное или на групповое?
С.С.: Я ориентируюсь на кайфовое
исполнение. А остальное - как
получится.
- И что получается, как правило?
С.С.: Последнее время получается
больше электричество. А тот
акустический состав, который играл
последние лет пять, распался, потому
что у людей есть серьезные дела,
которыми они занялись. Например, Петр
Акимов, виолончелист, теперь играет в
оркестре... Зато есть не менее
кайфовый электрический состав,
который боеспособен и действует.
- Сергей, ты начинал примерно в те
же годы, что и Гребенщиков или Майк
Науменко, и во многих изданиях,
посвященных музыке, тебя ставят в
одну обойму с этими исполнителями.
При этом БГ не знают разве что
эскимосы, а твоя слава гораздо более
локальна. Чем, по-твоему, это
объясняется?
С.С.: Во-первых, неправда, что я
начинал одновременно с БГ и Майком, я
существенно припозднился: когда я
еще ходил под стол пешком, я уже
слушал записи Гребенщикова и тащился.
А впервые услышав «Сладкую Н.» Майка
я как раз подумал: «Черт побери,
неужели я так не могу?» А что касается
той самой славы, то, в сущности, не в
славе дело, а в том, что делаешь и
зачем. БГ и Майк всю жизнь знали, что
они делают. Они шли одной дорогой и не
сворачивали. А я, в отличие от них, всю
жизнь метался, искал, занимался
музыкой от случаю к случаю; дважды я
имел трехлетние перерывы в
деятельности и один раз - полтора
года. Нынешний электрический состав
собрался фактически после полутора
лет молчания. Понятно, что люди,
которые не окрылены какой-то крутой
целью, и не могут ничего достичь...
- А чем объяснялись эти перерывы?
Тебе не с кем было играть или просто
не хотелось?
С.С.: Скорее не хотелось. Главное - не
ломать себя: если не хочешь играть, то
и не играй. Периодически наступает
такой момент, когда думаешь: «Черт
побери, а что, собственно говоря, я
делаю? Ведь мне это уже надоело?» И
думаешь, что уже теперь все, конец. Но
помолчишь года два-три, а потом
подумаешь: «Ан нет, не конец! Есть еще
что-то...»
- Была у тебя старая песня «Инспектор
ГАИ», где такой рефрен: «А то, что он
машет дубинкой - таков его имидж, а то,
что он дует в свисток - это тонкий
пристеб». У теб самого есть какой-то
имидж, или на сцене ты таков, каков и в
жизни?
С.С.: Да, на сцене я такой, как в жизни.
А в жизни не совсем такой, как на
сцене. Я никогда не работал над
имиджем. Возможно, это и плохо с точки
зрения поп-музыки и поп-сцены, но вот
так вышло, что обычно я предстаю
таким, какой я есть.
- А как ты думаешь, каким тебя
видит публика? На меня ты всегда
производил впечатление беспредельно
доброго и ласкового человека. Или это
впечатление, создаваемое твоими
песнями?
С.С.: Ну откуда ж я знаю, каков я на
самом деле? Может быть, это и
правильное впечатление, но я не могу
за это ручаться.
- Ты можешь назвать какие-то общие
черты своей публики? Это молодые люди,
старые, хиппи, мажоры - кто?
С.С.: Аудитория довольно обширная. Я
среди «своих людей» - публики - видел
и хиппи, и мажоров, и панков, и всех,
кого угодно. Сейчас по большей части
это те молодые люди, которые выбрали
не «Пепси-Колу», а ВЫХОД.
- Вообще создается впечатление,
что твое творчество - в духе старой
хипповой традиции, в духе поколения «Сайгона».
Это так? Ты сам принадлежал к этому
поколению?
С.С.: Тесно я никогда не общался с
этим поколением, я принадлежал к нему
так, от случая к случаю. Я
действительно был обитателем «Сайгона»
и часто присутствовал на
всевозможных тусовках, но сам себя к
«системным людям» никогда не
причислял и не причисляю. А если, как
ты говоришь, музыка в том духе... Ну
что ж, значит то время и то поколение
наложило отпечаток на то, что я делаю.
- В каких городах играла группа
ВЫХОД - если вспомнишь, конечно, - и в
каком городе тебе больше всего
нравится играть?
С.С.: Больше всего мне нравится
играть в стольном граде Москве,
потому что больше всего я играл
именно там и чаще всего приглашают
именно туда. А играть нравится там,
где тебя ждут и хотят слушать. В
Петербурге тоже нравится, но сюда не
так часто приглашают. Было еще
множество всевозможных городов, но
это два основных. ВЫХОД - не особо
гастролируемая команда.
- А помнишь, на каких фестивалях вы
играли?
С.С.: Примерно. Множество фестивалей
было, всевозможных. Сейчас, слава
Богу, они как-то отошли в прошлое...
- Почему же «слава Богу», по-моему,
наоборот, очень жаль!
С.С.: Сейчас, на мой взгляд, время не
фестивальное. Все эти многочисленные
тусовки с 20-30 командами, которые
отталкивают друг друга со сцены,
потому что если не успеешь вылезти,
то не успеешь сыграть... Все это
довольно смешно...
- А в каких залах ты предпочитаешь
играть? Или вообще для тебя
оптимальный вариант - квартирный
сейшн?
С.С.: Сложно сказать, потому что все
зависит не только от объема зала, но и
от настроения сиюминутного. Но
вообще, должен сказать, что концерты
проходят тем удачнее, чем больше зал.
У бессмертной группы ВЫХОД как-то
было несколько больших концертов,
где количество народу превышало три
тысячи. Но не менее удачно проходят
сольные концерты, просто на
квартирах. Раз на раз не приходится.
- Если развить твою мысль,
получится, что для группы ВЫХОД
оптимальной площадкой был бы стадион,
типа СКК, «Олимпийского» и т.д.?
С.С.: Да, пожалуй. Но сейчас это
невозможно в силу недостаточной
раскрутки, но думаю, не за горами то
время.
- Насколько я слышала, у тебя есть
два магнитоальбома и два компакта, а
есть ли еще какие-то записи?
С.С.: Откуда информация про два
магнитоальбома?
- Просто у меня есть дома кассета с
этими альбомами, «Непрерывность
простых вещей» (или его еще называют
«Брат Исайя») и «Не могу кончить».
С.С.: «Брат Исайя» и «Непрерывность
простых вещей» - два разных альбома.
Первый - акустика 91-го. Кроме того,
есть еще магнитоальбомы «Знаем слово»,
«11-й этаж», «Рок-н-ролл не просто
возраст», «Неудавшийся концерт в
Москве»... Они когда-то были записаны,
имели какое-то хождение, и до сих пор
не оформлены в каком-то более
приличном виде. Компакта два, скоро
будет еще, он вот-вот приедет из
Австрии в Москву. (Он уже приехал.
ВЫХОД «Популярный Психоанализ», 1997, «Отделение
ВЫХОД». - Ред.) А еще есть пластинка «Не
могу кончить».
- «Выхода нет» - это сборник старых
записей, или ты специально писал
аранжировки для этого компакта?
С.С.: Это, грубо говоря, оригинальный
альбом, записанный на одном дыхании.
Я не писал для него аранжировок,
полагаясь на вкус музыкантов,
поэтому в нем присутствует некий
сумбур и неорганизованность.
- Есть ли смысл для групп, подобных
ВЫХОДУ, с камерным звучанием,
рассчитанным все же на камерную
аудиторию, выпускать компакты? Может,
достаточно тиража на хорошо
оформленных кассетах?
С.С.: Этого я не знаю, поскольку
компакт делал не я сам, а мои друзья. Я
обосновываю это тем, что кассеты - это
такая вещь... Кому надо - тот и так
перепишет. А компакт - его раз сделали,
и он остался на века. Работа на
вечность. Кассета разонравилась - ее
взял и стер, а компакт лежит себе и
лежит.
- Захотелось оставить свой след в
вечности?
С.С.: Непременно. Это основная цель
моего творчества. А для чего же еще
работать? То есть можно работать на
публику, можно на себя, можно для
денег... Я предпочитаю работать на
вечность.
- Какие книги ты читаешь?
С.С.: Всякие. В детстве я читал много
фантастики, приключенческой
литературы. Сейчас люблю
историческую литературу, но
периодически от нечего делать читаю
детективы.
- Были ли какие-то книги,
послужившие основой для песен?
С.С.: Думаю, что да, но сейчас не могу
припомнить.
- Какие у тебя отношения с
артистической питерской тусовкой?
С.С.: Весьма отдаленные. Я общаюсь
много с кем, но так, по случаю.
- Ты любишь фолк-музыку?
С.С.: Я люблю много всякой музыки и
никакую конкретно. Все мое
творчество - сплошная эклектика.
Вполне осмысленное бесстилье. Я
обосновываю это тем, что
приверженность к какому-то
определенному стилю - это прежде
всего узость мышления.
- В свое время интересным и модным
считалось проявлять интерес к
ирландскому, шотландскому фольклору,
к группам типа СИЛЛИ ВИЗАРД, КЛАННАД...
С.С.: Я их слышал, но люблю больше
ПОГОС, они тоже наложили на меня
некоторый отпечаток. ПОГОС мне
близки тем, что это такая
раздолбайская, пьяная, вполне
русская команда. А вот СИЛЛИ ВИЗАРД
не нравится, потому что это занудная
и совсем не русская группа.
© Екатерина Борисова
© Валерий Потапов, фото.